?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Правительство пытается ужесточить ценовой режим на энергоносители для россиян, хотя население имеет право получать газ и бензин по себестоимости


Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

В Минэнерго планируют ввести для российских потребителей новую систему платы за газ -отпускать топливо на условиях предоплаты. На данный момент единственным клиентом "Газпрома", которому были выставлены аналогичные условия, является Украина. В результате реализации замысла Министерства энергетики такие же условия будут распространены и на российских потребителей.
В ведомстве полагают, что такая мера поможет повысить платежную дисциплину, причем в перспективе подобная система может быть распространена и на электроэнергетический рынок, исключение может быть сделано лишь для промышленных предприятий. В настоящее время "Газпром" активно сокращает программу газификации регионов, ссылаясь на колоссальную задолженность, сформировавшуюся на внутреннем рынке, - без малого 190 млрд рублей! Однако представители "Газпрома" забывают добавить, что в апреле чистая прибыль компании составила более 787 млрд рублей - вероятно, получаемых компанией доходов вполне достаточно для работы над развитием газовой инфраструктуры. Но компания продолжает настаивать на необходимости повышения тарифов и ужесточении платежной политики по отношению к российским потребителям.

Не благо России
Российское правительство не впервые предпринимает шаги, направленные на удорожание энергоносителей для российских потребителей. Активным сторонником повышения внутренних цен на топливо до мирового уровня является, например, экс-министр финансов Алексей Кудрин. В 2006 году он поставил задачу приблизить внутренние цены на энергоносители к мировым в рамках мероприятий по присоединению России к ВТО - такое требование выставили российскому Кабмину ЕС и США. "Цены на газ будут расти более высокими темпами, чем инфляция", - отметил тогда Кудрин, добавив, что благодаря этому в РФ будут активнее внедряться энергосберегающие технологии. Для чего, правда, неясно - такие разработки актуальны для стран, не располагающих собственными залежами углеводородов, но не для экспортеров энергоносителей.
Поэтому не следует удивляться странным на первый взгляд шагам правительства: каждая такая мера, повышающая внутренние расценки на топливо, является частью спалнированной стратегии, растянутой на десятилетия для смягчения реакции населения.
В 2012 году Федеральная служба по тарифам утвердила формулу, согласно которой цены на газ для россиян и иностранных потребителей должны были сравняться уже в 2015 году, поднявшись до 198 долларов за кубометр. Такую цену министр энергетики назвал "справедливой". И это при том, что Армения, например, получает российский газ по 150 долларов за кубометр, а Украина - по 167,57 доллара.
Эти планы все же не были реализованы, в настоящее время "Газпром" установил оптовую цену для населения в размере приблизительно 3200 рублей за тысячу кубометров (около $60).


Фото: Владимир Филонов / Fotoimedia / ТАСС

Конечно, такое положение совершенно не устраивает "Газпром", представители которого пытаются доказать, что сохранение низких цен на топливо для россиян "негативно влияет на экономику". Такое заявление было сделано компанией по итогам заседания совета директоров в апреле 2014 года.
Очевидно, что повышение цен на энергоносители ударит не только по рядовым потребителям, но и по всем отраслям народного хозяйства. Но, по мнению правления "Газпрома", главное - это прибыль монополии. Которая, между прочим, растет: по итогам 2015 года чистая прибыль головной компании составила 402,5 млрд руб. против 188,98 млрд в 2014 году. Схожая ситуация наблюдается и на рынке нефтепродуктов. Россияне часто удивляются тому, что розничные цены на бензин растут на фоне резкого снижения мировых цен на углеводороды, популярностью пользуются шутки в духе "насколько подорожает бензин, если нефть станет бесплатной".
Объяснение этого феномена простое: правительство само создает подобный дисбаланс, снижая экспортные пошлины и одновременно повышая акцизы на бензин и дизельное топливо для внутреннего рынка.
Это, разумеется, приводит к удешевлению цен на энергоносители для импортеров российской нефти и повышению их для внутреннего потребителя. Биржевая цена на бензин в России выросла в результате этих маневров на 20% в первом квартале 2016 года.
Одновременно Минфин сокращает налоговую нагрузку на нефтяной сектор. Как сообщил заместитель министра финансов Максим Орешкин, в 2015 году налоги на нефтяные компании были сокращены на 10%. Он добавил, что российские нефтяники, жалуясь на плохую рыночную ситуацию, вовсе не стремятся сокращать расходы и лишь наращивают инвестиции, а также повышают зарплаты своим сотрудникам.

Настоящее национальное достояние
Говоря про законы рынка, представители топливных корпораций вдруг забывают о совершенно нерыночном происхождении своих компаний. Как известно, все существующие в настоящее время в России топливные компании образовались в результате передела советских активов, создававшихся на протяжении долгих десятилетий усилиями народа. Передел был осуществлен несправедливо, по бросовым ценам - ловкие дельцы сумели поймать рыбку в мутной воде 90-х.
Но в настоящее время большинство представителей топливных корпораций ведут себя так, словно заработали свои состояния личным непосильным трудом, настаивая на своем праве на большую прибыль и ссылаясь на "мировую практику". Только вот в капиталистических странах Запада топливные компании основывались не государством, а усилиями частных лиц и компаний - очевидно, что в таком случае владельцы имеют больше моральных прав на прибыль. В России же ультимативной тональности придерживаются не только коммерческие компании, работающие в нефтегазовой сфере, но даже государственные корпорации, требующие возможности действовать без оглядки на социальные обязательства, жестко и "по-рыночному".
"Русская Планета" ранее писала о необходимости наделения сотрудников госкомпаний статусом государственных служащих, и, по большому счету, сами госкомпании тоже нуждаются в реформировании, отказе от формата ОАО и превращения в ФГУПы.
Государство должно самостоятельно распоряжаться всей прибылью таких предприятий, полученной от экспорта продукции, определяя объем и характер финансирования программ их развития. В идеале частные сырьевые корпорации должны быть подвергнуты национализации, но, к сожалению, сегодня отмечается противоположная тенденция - происходит приватизация даже тех активов, которые удалось ранее вернуть в руки государства.
Что же касается внутреннего рынка, то поставка энергоносителей на него должна осуществляться по себестоимости, без наценок. Недра по определению принадлежат народу. А то, что в российские цены на энергоносители закладываются не только расходы на добычу и транспортировку углеводородов, но и премии менеджменту, миллиардные зарплаты футболистам и прочие сомнительные траты - несправедливость высшей степени.
Кроме того, снижение в России цен на топливо оказало бы стимулирующий эффект на российскую экономику. К сожалению, пока что правительством предпринимаются шаги лишь в обратном направлении, выгодном не государству и народу, а топливным корпорациям и их руководству.

© Русская Планета. 2016.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
kasheed
Jul. 8th, 2016 06:57 am (UTC)
Население вообще имеет право получать энергоносители бесплатно. Раз уж никто из нас не получает никакой ренты от того, что народное достояние уплывает за бугор, то хотя бы для русских это достояние должно быть бесплатным, ну или копеечным, как было в советское время. А расходы должны покрывать специально для этого созданные фонды.
vadimstuk
Jul. 12th, 2016 11:55 am (UTC)
Такой расклад был бы возможен, если бы Россия не уходила с пути развитого социализма. Экономика должна работать для людей и для удовлетворения их потребностей. А у нас она работает для ростовщиков, спекулянтов и топ-менеджеров сырьевых компаний.
botinaggg
Jul. 12th, 2016 01:57 pm (UTC)
Вообще, поставленные в статье политические знаки препинания напоминают анекдот про папу, который не будет меньше пить, и сынка, который будет меньше есть.....
dissidentis
Jul. 9th, 2016 10:42 am (UTC)
У нас же ведь в цене на бензин основная составляющая - это налоги и акцизы, стоимость нефти там - не больше 10%. Так что бензин всегда будет в цене, особенно сейчас, когда бюджет дефицит испытывает. Надо же его чем-то наполнять...
botinaggg
Jul. 12th, 2016 01:58 pm (UTC)
Кстати, сегодня выяснил что литр 95 бенза в Украине ныне стоит на наши деньги 58 рублей... Вот такая перемога
samasovest
Jul. 11th, 2016 01:22 pm (UTC)
Если бы у России была диверсифицированная экономика, то никогда бы всем этим отраслям (нефть и газ) не оказывали бы такого пристального внимания, и никогда бы работники этих отраслей не получали бы таких огромных денег. А так - они же кормильцы единственные, поэтому им такие преференции.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel