?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Реален ли подвиг панфиловцев? Сколько нужно денег, чтобы снять хорошее кино? На чем можно сэкономить, на чем нельзя, и реально ли обойтись без продюсеров? Об этом "Русская планета" спросила Андрея Шальопу - режиссера фильма "28 панфиловцев". На сегодня съемки картины, которые не состоялись бы без народной поддержки, наконец завершены.



― Андрей, ваш фильм «28 панфиловцев» еще не вышел в прокат, но о нем уже горячо спорят от Владивостока до Калининграда. Расскажите немного об истории создания ― от замысла до воплощения. Как проходили съемки?

― В 2008 году я подумал о том, что такой фильм, наверное, существует. Я просто вспомнил об этой истории, она меня восхищала с детства. Стал искать и обнаружил, что такого фильма снято не было, и сразу подумал, что хорошо бы его снять. Тогда еще не было никакого замысла, это было на уровне идеи, мечты. В 2009 году я написал сценарий и начал искать деньги. Сейчас я понимаю, что задача на тот момент была нерешаемой, поскольку у меня не было ни продюсерского опыта, ни режиссерского. Имелся опыт сценариста, но этого, конечно, было мало.

― А команда была?

― Нет, не было еще никакой команды. Был только мой друг режиссер Ким Дружинин, вместе с которым мы и начали реализовывать идею. Деньги я искал много лет, но работа над фильмом не прекращалась. Все, что мы могли делать сами, мы делали сами: придумывали раскадровки, режиссерские ходы, разговаривали с актерами, продумывали, как мы будем делать трейлер… В общем, все на свете придумывали. И к 2013 году все наши усилия воплотились в то, что мы смогли сделать тизерный ролик. Этот ролик разместил у себя на сайте Дмитрий Пучков (Гоблин), и оказалось, что он вызвал очень большой резонанс.
И буквально сразу, вот в эти же дни моему другу Михаилу Федорову пришла в голову идея сделать краудфандинговый сбор. Я в это дело не верил, но Миша взял все в свои руки. Мы планировали собрать всего 300 тысяч рублей, чтобы хоть как-то начать, но буквально за месяц собрали более 3 млн рублей. Стало понятно, что это уже серьезная сумма, за которую мы несем ответственность перед людьми. И с этого момента все поменялось. Мы решили на эти деньги снять небольшой кусочек фильма, выложить его в интернет на суд зрителя и только после этого продолжить сбор. Так, собственно, и получилось.

Одновременно с этим на нас вышло Военно-историческое общество и предложило нам информационную помощь. Они организовали на базе Министерства культуры пресс-конференцию в Москве. Мы показали на ней отснятый кусочек фильма, рассказали о проекте и буквально сразу запустили второй этап сбора уже на собственной краудфандинговой площадке, которую на тот момент построили. За 4 месяца мы собрали еще 9 млн рублей.
Это был уже 2014 год, мы отработали 10 съемочных дней, сделали большой кусок натурных съемок, потратили все деньги, но сбор с того момента уже не прекращался, мы только недавно его остановили. Собственно, так и работали: появлялась сумма ― мы планировали съемки, делали кусок фильма.


Андрей Шальопа

― Каждый раз как в последний бой?

– Именно так. В конечном итоге собранные деньги позволили подготовиться к зимнему съемочному сезону 2014–2015 годов, мы запланировали 65 съемочных смен на натуре ― это колоссальный объем. Понятно было, что собранных денег не хватит. В какой-то момент на помощь пришла компания Gaijin Entertainment, они инвестировали в проект серьезную сумму. Тут справедливо сказать, что с того момента, как к нам пришли бизнес-партнеры, проект перестал быть чисто народным. Но начинался он именно как народный. Без поддержки простых людей ― а в общей сложности мы собрали с помощью краудфандинга 35 млн рублей ― ничего бы не было.

― Есть мнение в сети, что, мол, Андрей Шальопа не имеет профессионального «киношного» образования, значит, и кино у него выйдет любительское. Что вы скажете о профессионализме вашей команды?

― Ну да (улыбается), самым непрофессиональным действительно можно назвать меня, потому что у меня экономическое образование, никаких ВГИКов я не заканчивал. Но как сценарист я считаю себя профессионалом, сценаристом работаю много лет и ремеслом этим владею. На площадке работают два режиссера ― я и мой друг Ким Дружинин. Ким ― профессиональный режиссер, что называется, профессиональнее некуда, человек очень талантливый. Оператор-постановщик у нас Никита Рождественский ― высочайшего класса оператор, на мой взгляд, мастер своего дела. Из всего актерского состава у нас два актера-любителя, то есть это люди, однозначно связанные с театром и кино, но не имеющие высшего актерского образования. Техники, гримеры, художники по костюмам, осветители, художник-постановщик, каскадеры ― все люди с богатым киношным опытом. Так что пусть скептики не волнуются: с фильмом работают профессионалы.

― Была ли для вас во время съемок важна географическая достоверность?

― Конечно, была важна любая деталь. Это вопрос отношения, когда ты просто решаешь для себя, что мелочей не бывает. Можно снять кино о битве под Москвой в Карелии. Можно, конечно, но природа не будет похожа на подмосковную. Можно снять автоматы 1943 года, и никто не отличит, кроме тех, кто разбирается, а можно поискать оружие 1941-го. Это все вопрос отношения, а не денег.

― То есть вы всей съемочной группой выезжали в Подмосковье?

― Нет, сами битвы мы снимали здесь, в Ленинградской области. Уж природу, поля можно найти похожие. Но нас очень волновала сама форма поля, его расположение по солнцу, его рельеф, масштаб. Потому что для зрителя должно быть понятно, почему немцы идут по этому полю, почему нельзя просто обойти этих 28 бойцов, условно говоря. То есть все должно выглядеть так, как это было на самом деле под Дубосеково, должно быть похоже по логике.



― Очень непростой вопрос, но не могу его не задать. В перестроечные годы пытались растоптать подвиг бойцов 316-й панфиловской дивизии, утверждая, что якобы и подвига не было, и один из бойцов оказался дезертиром… Что бы вы могли ответить тем, кто верит в такую версию?

― Вы очень правильно сказали ― верят. Это вопрос веры. Каким-то образом убедительно доказать, что тот или иной подвиг был, возможности нет. В данном случае и с документами большие проблемы. Поэтому наше отношение к истории ― это просто вопрос нашей веры. Мое личное отношение такое, что, без сомнения, подвиг был. Может быть, километром правее или левее Дубосеково, может быть, не 28 бойцов было, а больше. Но точно был бой очень маленькой группы солдат против немецких танков. И бойцы, чьи фамилии указаны на памятнике и которые вошли в эту легендарную историю, это настоящие герои. У всех есть потомки, это легко проверить. Это настоящие солдаты, которые сражались под Москвой и погибли. Как конкретно выглядел бой, сказать очень трудно. Можно предположить, потому что есть все-таки типичная картина боев того времени, что, собственно, мы и делаем. Но кто как себя вел и как погибал, можно только предполагать. А то, что такой подвиг был, сомнений нет никаких.

― Никита Михалков о своих фильмах «Предстояние» и «Цитадель» сказал, что он снимал миф о войне. А как у вас дело обстоит? Вы снимаете миф?

― Нет, мы не снимаем миф. Мы рассказываем легендарную историю.

― Вы ведь тоже поначалу в Минкульт обращались?

― Конечно. Даже слушать не стали.

― А потом, когда стало уже невозможно вас не замечать, они сами вышли на ваш проект?

― Но их нельзя в этом обвинять, потому что денег относительно немного, а желающих их освоить масса. И надо придумать хоть какой-то фильтр. А как? Это надо, чтобы сидел огромный штат, вычитывал сценарии, да еще чтобы этот штат разбирался, что хорошее, а что нет. То есть даже на первичном этапе фильтрации это очень непростой вопрос. Надо бы по-хорошему начинать с создания школы, института, заточенного под решение этой задачи. Но пока мы живем в мире капитализма, в мире чистогана, это очень непросто.

― Если не секрет, сколько в итоге денег было потрачено на фильм «28 панфиловцев», и были ли вещи, на которых вы экономили?

― Общий бюджет картины без маркетинга составил порядка 150 млн рублей. За эти деньги можно снять приличное кино в России. А экономили… В первую очередь на имиджевых вещах. Можно ездить на суперсовременном автобусе, а можно на «Икарусе». У нас не было своего офиса, мы работали в собственных квартирах. У нас был простенький гримерный автомобиль. И все эти вещи в зависимости от статусности стоят в разы дешевле.
И самое главное, мы не связываемся с продюсерскими компаниями. Ведь как они работают? Компания привлекает деньги инвесторов и из этих денег берет себе прибыль; зачастую это очень серьезный процент от стоимости картины. Потом она привлекает подрядчиков, те, в свою очередь, тоже отщипывают кусочки от пирога. Каждый делает свою часть проекта и уходит с прибылью. Но никто из них за фильм всей душой не болеет.
У нас тоже были подрядчики, но все равно большая часть людей ― это найденные нами люди, нанятые нами лично по прямому договору. Они нам обходились в стоимость зарплаты. Ну а сами себе мы, естественно, никакую прибыль не берем. Куда нам ее деть? Если только вложить обратно в кино, на которое нам и так не хватает. И все это сокращает стоимость картины в 2,5–3 раза. Единственное, на чем мы принципиально не экономили, это на съемках, на качестве, на реквизите. Тут была выкладка по полной. Потому что на нас сейчас обращены взоры сотен тысяч людей с высокими ожиданиями, мы не имеем морального права их обмануть.

― И последний вопрос, который всех волнует: когда ждать картину в прокате?

― Фильм будет готов в феврале, то есть полностью готов, озвучен и т.д. И в феврале же мы будем вести переговоры с прокатчиками, решать, когда картине выходить. Я очень хочу, чтобы это было весной, где-нибудь в апреле.

Полный текст интервью по ссылке:
© Русская планета. 2016.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
vgoro
Feb. 15th, 2016 11:05 am (UTC)
Очень интересно будет посмотреть. Главное, чтобы игра актеров передала всю суть героизма советских солдат.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel