?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кореные жители Крыма


древняя немногочисленная тюркская народность, исповедующая караизм.

Караимы проживают на полуострове восемь веков, сумев пережить и татарское владычество, и немецкую оккупацию

Когда говорят о «коренных жителях Крыма», даже большинство россиян и украинцев вспоминают только крымских татар. Но полуостров с древних времен осваивался представителями многих цивилизаций, был родным домом для поколений скифов и греков, итальянцев и евреев, турок и немцев, болгар и готов. И даже список народов, для которых Крым — основная родина, татарами не ограничивается. Тут еще живут и караимы с крымчаками, о происхождении и религии которых до сих пор спорят ученые.

Иудаизм или караизм?

На улицах крымских городов можно встретить красивые здания в мавританском стиле, утопающие в буйной зелени. Чаще всего — заброшенные или используемые не по назначению. На их фасаде можно разглядеть следы давно сбитой шестиконечной звезды. Это молитвенный дом не евреев, а караимов. Они его называют не синагога а кенасса, а караимскую религию — караизм — одни считают либо особым ответвлением от иудаизма, либо и вовсе отдельной религией, одной из самых малых по численности среди авраамических.

Слово «караим» появилось в IX веке, и наряду со словом «раввинист» изначально использовалось для обозначения религиозных групп внутри иудаизма. Эта общность возникла в Вавилоне еще в VIII веке, когда часть иудеев решила придерживаться только «истинного учения Танаха (ветхого Завета). Талмуд же и Устный Закон, по мнению караимов, его исказили. Как водится, сами себя они назвали «самой чистой формой иудаизма», а раввинисты сочли караимов сектантами.

Из Вавилона караимы расселились в Византию, Египет, Испанию, примерно в XIII веке они попали в Крым. Почти во всех странах караимы продолжали, несмотря ни на что, считать себя евреями, но лишь крымские постепенно начали осознавать себя другим народом. Тем более что основным его «ядром» со временем стали уже не семиты, а местные тюрки. По одной версии — хазары, по другой — половцы, говорить крымские караимы стали также на тюркском языке.

«Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу».

Караимская синагога получила название кенасса, раввин — хахам, кантор — хазан. В кенассе принято снимать обувь, женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит (кисти по нижним краям талита)—- белые и голубые. У караимов очень жесткие законы ниды — даже на дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщин в состоянии ритуальной нечистоты.

Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС


Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС


Караимский календарь — лунный, первым месяцем года считается нисан. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, поэтому караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней, признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханука не считается у караимов праздником, но субботние запреты на у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме.

Протоиерей Стариков в статье «О крымских караимах» (Православная жизнь: приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5) писал:

«Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенассы строился, как у мечети, фонтан и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенассу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из нее главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится».



Полный текст статьи на сайте "Русской планеты"

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel