?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

198 лет назад российские мореплаватели открыли Антарктиду. Шлюпы Беллинсгаузена и Лазарева подошли к берегам шестой части света 28 января 1820 года. Другими словами, история российского первенства в Антарктиде насчитывает без малого два века.
Россияне не только открыли новый континент и первыми совершили круговое плавание вокруг Антарктиды, но и застолбили за собой массу достижений – например, первыми достигли Полюса недоступности, мало того - основали там полярную станцию. Советские, а после - российские полярники постоянно присутствуют на Антарктиде без малого 60 лет, с 13 февраля 1956 года.


“Ледяные горы в Антарктиде”. И. К.Айвазовский. 1870 год.

В настоящее время на материке действует пять российских круглогодичных полярных станций и несколько открываются только на летний период. Для сравнения - США имеют только две антарктические станции. Наконец, напомним: сейчас Россия эксплуатирует 7 атомных и около 40 дизельных ледоколов - это больше, чем во всем остальном мире. Не мы ли должны первыми претендовать на освоение богатств шестого континента?

Корреспондент "Русской планеты" поговорил с побывавшим уже в четырех антарктических экспедициях полярником Юрием Мизиным о том, кто сегодня ездит исследовать Антарктиду и как осваивает этот континент Россия.

- Зима, наверное, лучшее время года для полярника? Мороз, снег, привычные условия…
- Полярники - обычные люди, они точно так же не любят мороз, просто в Антарктиде теплой погоды не бывает, поэтому приходится жить и работать в таких условиях. Никакого привыкания к морозу не существует, с ним везде одинаково нужно бороться. Единственное отличие - в Антарктиде очень сложно простудиться. Она удалена от остальных материков, там почти нет вирусов и мало населения для распространения, поэтому переносить низкие температуры легче, не простужаешься после первого сквозняка, как дома. Правда, это имеет и обратный эффект, без "тренировок" иммунная система человека начинает работать хуже, поэтому часто полярники заболевают простудными заболеваниями, вернувшись домой.

- А как вообще люди становятся полярниками?
- Двумя способами: кто-то хочет этого и идет к своей мечте целенаправленно, а кто-то совершенно случайно. В полярные экспедиции требуется множество различных специалистов: механики, водители, повара, врачи, электрики, дизелисты, метеорологи, геофизики, аэрологи, сейсмологи… Технических профессионалов нужно даже больше, чем ученых - в первую очередь необходимо обеспечить работоспособность оборудования и только потом заниматься научными исследованиями.

- Я обратил внимание, что полярники считают в основном зимовки, но приезды в летнее время ведь тоже не курорт?
- Конечно, но в сезон это выглядит немного по-другому. Специалисты приезжают для проведения определенных работ. Часть высаживается на станциях, а часть живет на судах, пока действует навигация. Работа в сезон с учетом дороги может занимать до полугода, но это все равно иное, потому что нет изоляции. Самое сложное в зимовках - не мороз или технические трудности, а психологическое давление. Когда до ближайшего материка 5-6 тыс. километров, и ты знаешь, что не сможешь выбраться, даже если тебе надоест или что-то случится. Но, несмотря на это, почти все, кто хоть раз зимовал на станциях, хотят туда вернуться.


полярник Юрий Мизин

- За то время, что вы ездите, сильно поменялась организация экспедиций?
- Нет, и это хорошо. У Российской Антарктической экспедиции большой опыт в этом вопросе, и что-то менять и реформировать - только портить. Лучше только техника становится, и это радует. Заметно проще стало в плане связи, появилось на станциях даже спутниковое телевидение. Большое подспорье - новые гусеничные машины, работать с которыми проще. Я помню, еще в первых своих экспедициях провожал и встречал механиков, которые шли в санно-гусеничный поход с "Мирного" на "Восток". Люди теряли за такие походы по 10-15 кг - настолько сложна в управлении техника. Сейчас стало немного проще, оборудование, в том числе и импортное, работает по-другому. Это я и на себе почувствовал. В первую экспедицию я добирался несколько месяцев на корабле, в последний раз в Антарктиду летел на самолете с пересадкой и был там уже через неделю, из которой три дня просто ждал в Кейптауне.

- Не всем понятно, зачем тратить много сил и средств на изучение Антарктиды.
- Это важная государственная задача, все страны сейчас наращивают свое присутствие на этом материке. Китай, Индия все активнее и активнее работают и изучают Антарктиду. Даже у Болгарии и Румынии есть станции. Это престиж страны и работа на перспективу. В Антарктиде очень много ресурсов, начиная с нефти, газа и заканчивая урановыми рудами. В настоящее время добывать их запрещено (да пока и невыгодно), потому что континент или его части не могут принадлежать конкретным государствам, но кто его знает, как может все измениться. Не стоит забывать и про биологические ресурсы, вокруг материка много рыбы, добыча которой может быть очень выгодной. Как можно отказываться от такого перспективного континента? Рано или поздно опыт, который Россия накопила за годы работы в Антарктиде, сыграет в нашу пользу.

Полный текст интервью по ссылке:

© Русская Планета. 2016.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
sviyaga16
Feb. 12th, 2016 01:09 pm (UTC)
Белинсгаузен, конечно, маху дал - нужно было там российский штандарт воткнуть.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel