?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Сверхтяжелый танк PzKpfw VIII «Maus». Фото: vnmilitaryhistory.net

Сверхтяжелый танк PzKpfw VIII «Maus». Фото: vnmilitaryhistory.net

Единственный сохранившийся образец до сих пор на ходу и находится в музее «Кубинка»

Третий рейх неоднократно предпринимал попытки создания сверхтяжелого танка (весом выше 80 тонн), но наладить их массовый выпуск так и не удалось. Единственный работающий образец сверхтяжелого танка, созданный под руководством конструктора Фердинанда Порше, получил наименование PzKpfw VIII Maus (то есть «мышь»). Всего было выпущено две модели. Но участвовать в бою им так и не довелось.

После Гражданской войны в Испании европейские страны были вынуждены признать, что для бронированной техники крайне важным стал параметр мобильности, а эпоха тяжеловесных танков Первой мировой безвозвратно ушла в прошлое. Однако генералы, которые в молодости участвовали в мировом конфликте, хорошо помнили, что большие бронированные машины эффективны в прорыве эшелонированной обороны и еще более эффективны в деморализации врага. Поэтому, несмотря на пересмотр требований к танкам, ни одна из великих держав накануне Второй мировой войны не отказалась от создания сверхтяжелых бронированных машин.

С 1941 года несколько фирм работали над созданием 100-тонного танка для немецкой армии, чей вес по мере разработки вырос до 170 тонн. Изначально проект носил кодовое название «Мамонт», но для пущей секретности его переименовали в «Мышь».

Деревянный макет танка в мае 1943 года был показан Гитлеру, который пришел от него в восторг и распорядился начать выпуск танка. В декабре того же года начались первые ходовые испытания «Мауса».

Танк имел длину 10,2 метра вместе с орудием, что не сильно его выделяло на фоне поздних немецких тяжелых бронемашин (длина PzKpfw VI Ausf. B Tiger II с орудием составляла 10,2 метра). Высота «Мауса» тоже не сильно превышала «Тигр-2» 3,6 против 3,09 метра. А по ширине «Маус» и вовсе уступала второму «Тигру» 3,6 против 3,75 метра. Но вес «Мауса» (188 тонн) до сих пор является рекордным («Тигр-2» весил почти в три раза меньше 70 тонн). Он был достигнут из-за бронирования. Самым толстым оно было на маске орудия 240 миллиметров. Броня бортов танка равнялась 180 миллиметрам, а лоб 200 миллиметрам. Для сравнения, максимальная толщина брони на втором «Тигре» достигала 150 миллиметров. «Маус» был вооружен двумя спаренными орудиями: 128 мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Танк мог разгоняться до 40 километров в час. Но гигантский вес (188 тонн) не позволял «Маусу» пересечь любой из существовавших на тот момент мостов, что делало его мобильность ограниченной.

По некоторым данным, танк планировалось использовать для охраны резиденций Гитлера. Но сам фюрер в итоге наложил вето на производство «Маусов», так как было необходимо перебросить ресурсы на производства более необходимой техники.

В 1945 году обе выпущенные модели «Мауса» находились на полигоне под Куммерсдорфом, на 30 километров южнее Берлина. В связи с угрозой скорого занятия полигона частями РККА немецкое командование приняло решение взорвать образцы. Оба взорванных образца были захвачены Красной армией, после чего советским инженерам удалось собрать один танк, который был отправлен на полигон в Кубинку, где хранится и поныне. Этот экспонат до сих пор на ходу.

«Маус» был не единственной сверхтяжелой разработкой немецких конструкторов, но только он был воплощен в рабочий образец. Так, например, фирма «Крупп» пыталась сделать самоходное орудие на базе сверхтяжелого орудия «Дора» под названием Р.1000 «Ратте», но до нынешнего времени не дошли даже чертежи этого проекта.

Полный текст статьи на сайте "Русской Планеты"

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
nubland
Apr. 3rd, 2014 09:17 am (UTC)
1 литр топлива на 30 метров, точно не помню порядок цифр, но чето около того )
rusplt
Apr. 3rd, 2014 12:13 pm (UTC)
Да уж, как говорится Fack Fuel Economy
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel