?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Гибель Индигирки


В 1939 году произошла одна из самых крупных катастроф советского флота; в ней проявились отличительные качества политических, НКВДшников, уголовников и начальства

Гибель теплохода «Индигирка» в декабре 1939 года стала одной из самых крупных катастроф советского флота. Технические детали крушения корабля описаны неплохо, однако в этой истории поражает другое: поведение людей, большинство из которых составляли заключенные из колымских лагерей ГУЛАГа, а также начальники и НКВДшники.

Теплоход «Индигирка». Кадр: 8day.tv

Теплоход «Индигирка». Кадр: 8day.tv

Теплоход для перевозки «груза»

«Индигирка» вышла из колымского порта Нагаево 8 декабря 1939 года. Были последние дни навигации, морской путь в то время был единственным способом связи с «Большой землей», и магаданское начальство — а фактическим правителем там был НКВД — спешило доставить сотни зеков на пересуд во Владивосток. Навигация закрылась бы, и их пришлось держать на Колыме до мая 1940 года. Именно этим и объясняется, что грузовой теплоход, не предназначенный для перевозки людей, был забит ими под завязку.

«Индигирка» была самым маленьким судном в «Дальстрое» — лагерном тресте, управлявшем Дальним Востоком. Его водоизмещение составляло 2,7 тысячи тонн, длина — 77 метров, грузовой отсек — 4,7 тысячи кубометров. Каюты были рассчитаны только на 12 пассажиров. Теплоход считался относительно новым и полностью исправным, он был построен в США в 1919 году, в 1937 году прошел капитальный ремонт и год спустя продан американцами в СССР.

На его борту находились 39 человек экипажа и 1134 пассажира. Из общего числа пассажиров 820 человек отправлялись во Владивосток на пересуд. Фактически это означало, что отбывшим сроки на Колыме добавляли новый — обычно от 5 лет и выше (для политических по стандартному обвинению по 58-й, антисоветской статье). Однако политические, по воспоминаниям очевидцев, составляли лишь около 20% перевозимых «Индигиркой» заключенных. Остальные были отпетыми уголовниками — то, что их везли на пересуд во Владивосток, а не судили на месте, в Магадане, означало, что они совершили тяжкие преступления (от бандитизма и убийств в лагере до воровства золота с приисков).

Около 50 человек были уже бывшими зеками — вышедшими на волю по первой бериевской амнистии. Еще 60 пассажиров отправлялись в «шарашки» на европейскую часть СССР: Берия, возглавив НКВД в конце 1938 года, создал систему закрытых институтов, в которых ученые и инженеры из числа заключенных работали на ВПК. Забегая вперед, скажем, что в этот рейс «Индигирки» должен был попасть изобретатель и будущий создатель советской космической программы Сергей Королев, но он задержался в колымской больнице и уехал на материк другим кораблем. Около 200 пассажиров были вольнонаемными, то есть свободными людьми. Всех пассажиров набили в трюмы корабля (для зеков один отсек, для амнистированных и свободных — другой). Зеков сопровождал вооруженный конвой НКВД из 28 человек под руководством Копичинского, который на Колыме имел репутацию садиста.

Так как теплоход считался грузовым, на нем находились лишь две спасательные шлюпки вместимостью по 40 человек каждая и 55 спасательных кругов. Плавсредства соответствовали инструкции и документам корабля, согласно которым членов экипажа и пассажиров на «Индигирке» не может быть больше 50 человек. Все, что находилось в трюме, официально считалось «грузом».

Сбились с курса

Днем 11 декабря, когда «Индигирка» подошла к проливу Лаперуза, начался шторм и сильный снегопад. Вечером теплоход прошел мыс Анива на самом юге Сахалина (южная половина острова принадлежала тогда японцам). На этом мысе был установлен маяк. Так как на судне не было груза, то оно имело большую парусность, а потому ночью его стало сносить к югу, к острову Хоккайдо.

Рабочие «Дальстроя». Фото: wikipedia.org

Рабочие «Дальстроя». Фото: wikipedia.org

В полночь 12 декабря вахту принял второй помощник капитана Песковский, но капитан Лапшин остался на мостике вместе с ним. Для Лапшина это были тринадцатый час работы за сутки, но он, как потом объяснял на следствии, не мог оставить помощника одного, так как тот был еще неопытным штурманом. В 01:30 ночи они заметили в море два огня, приняв их за огни встречного корабля. Капитан приказал отклониться от курса. Поскольку погода была плохой, а судно сильно качало, капитан отказался от промера глубин. Примерно в 02:15 «Индигирка» налетала на подводные скалы.

Гребной винт от удара о камни заклинило, и машина вышла из строя. В днище судна раздался страшный грохот, на борту погас свет. «Индигирку» сильно накренило.

Корабль наскочил на скалу Морской Лев, находящуюся в 1400 метрах от побережья у поселка Саруфуцу в округе Соя на острове Хоккайдо. Как оказалось, капитан Лапшин не только не приказал мерить глубины, но и не обращал внимания на навигационные приборы — он проходил этот маршрут десятки раз и был уверен, что пройдет его и с закрытыми глазами.

Через двадцать минут после аварии «Индигирка» имела крен 70 градусов. Рулевая, штурманская и радиорубка сорвались и ушли в море. Волнами была смыта группа пассажиров, находившихся на верхней палубе.

Самая большая пробоина образовалась в носовой части корабля, как раз там, где находились зеки. Капитан Лапшин отдал приказ вывести всех людей из трюмов, но конвоиры из НКВД у трюма открыли стрельбу из револьверов и винтовок по выходящим. По разным данным, ими были убиты от 10 до 30 заключенных.

Однако зеки, точнее, те самые отпетые уголовники, просто смяли цепочку НКВДшников и устремились на волю — нет, не спасаться с корабля, а грабить и насиловать пассажиров из вольных. Как позднее вспоминали очевидцы, были зарезаны около десятка амнистированных — к ним уголовники испытывали наибольшую ненависть.



Продолжение истории

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
grazy_gunner
Jan. 20th, 2014 10:55 am (UTC)
Пошел читать продолжение
bamymih
Jan. 20th, 2014 12:12 pm (UTC)
Печальная страница истории
marconi_due
Jan. 20th, 2014 12:19 pm (UTC)
Самая тяжелая катастрофа советского флота - пассажирский теплоход "Армения". Ноябрь 1942 года.
(Deleted comment)
marconi_due
Jan. 20th, 2014 12:39 pm (UTC)
Угу. 1941. Опечатался. Трудно определить критерий, по которому можно определить потери как "самые-самые". Да и пагубное это дело, потери считать, сравнивать, вычислять...кровавая это бухгалтерия.
(Deleted comment)
primardo
Jan. 20th, 2014 12:33 pm (UTC)
... но в Японии никто остаться не захотел.
(Deleted comment)
primardo
Jan. 20th, 2014 01:12 pm (UTC)
Похоже, и диктатура для русского менталитета наиболее приемлема.
(Deleted comment)
primardo
Jan. 20th, 2014 02:05 pm (UTC)
Почему?
Люди боролись за разные диктатуры)
vlasovetz55
Jan. 20th, 2014 02:22 pm (UTC)
для человеческого не нормально.
zelyonaya_vetka
Jan. 20th, 2014 12:33 pm (UTC)
"Индигирка"
В моём блоге под названием "Зелёная ветка японской сосны" приведены выдержки из книги советского журналиста-международника и япониста, Михаила Ефимова "Японские вертикали". Есть текст.

"Гибель «Индигирки»

…на пустынном берегу Охотского моря, вслед за указателем «деревня Саруфуцу», возникает, словно вышедшее из морских глубин, внушительного вида гранитное сооружение. Это мемориал, сооруженный в память о советском пароходе «Индигирка», затонувшем здесь 12 декабря 1939 года. В ту памятную ночь, рискуя жизнью, обитатели здешних мест сделали все возможное, чтобы спасти потерпевших бедствие. На гранитной плите памятника, который установили на свои средства сами жители Саруфуцу, всегда живые цветы. А напротив, через дорогу, в Дом японо-советской дружбы приходят дети и внуки тех, кто, услышав призыв о помощи, не колеблясь бросился в студеное море.

На гранитной плите выбиты слова: «Пусть будет мир человечеству». Так в сознании простых тружеников этого ничем не приметного края японской земли слились воедино добрые чувства к соседнему народу с надеждой на всеобщий мир. Мне это показалось символичным."

Интересно было прочитать о неизвестных страницах нашей жизни и истории. Жду продолжения.

olegmatvey
Jan. 20th, 2014 12:35 pm (UTC)
Современные зэки выглядят точно так же, как и на фото. Отношение к ним у вертухаев такое же бесчеловечное. Современная Россия в этом ничем в лучшую сторону не отличается. Амнистированных не любят потому, что это наиболее подлые люди, стукачи - за это их и амнистируют обычно, срок им сбавляют.
marconi_due
Jan. 20th, 2014 12:52 pm (UTC)
Одной гребенкой всех не причешешь. Приятель мой не сдал никого и вышел по УДО.Сдал бы, так может и не присел бы на трешку.
f_l_o_e
Jan. 20th, 2014 12:36 pm (UTC)
Духовно.
ezik13
Jan. 20th, 2014 12:40 pm (UTC)
после....
" ...Так как на судне не было груза, то оно имело большую парусность..."
"... Рулевая, штурманская и радиорубка сорвались и ушли в море"

продолжение читать не стал...бред
marconi_due
Jan. 20th, 2014 12:53 pm (UTC)
продолжение читать не стал...бред>>>>

Если у нас интеллектуальная беседа. вы обоснуете свое утверждение. Если порожняка погонять - то, не обосновывайте.
vlasovetz55
Jan. 20th, 2014 02:24 pm (UTC)
японцы поставили памятник бреду, и репрессий не было.

Edited at 2014-01-20 02:26 pm (UTC)
ezik13
Jan. 26th, 2014 09:31 pm (UTC)
Так то да , Пушкину памятники тоже стоят, а стрелял то Дантес....
koz_mar
Jan. 20th, 2014 12:42 pm (UTC)
В Японии политические не остались так как в СССР в заложниках оставались их близкие .
marconi_due
Jan. 20th, 2014 01:03 pm (UTC)
В Японии политические не остались так как в СССР в заложниках оставались их близкие>>>

А даже если бы и не было близких, все равно, не остались бы. Идеология заклейменного раба, находящегося в стаде себе подобных.
kromni
Jan. 20th, 2014 01:02 pm (UTC)
Очередная большевистская мерзость, ненавижу мразей...
marconi_due
Jan. 20th, 2014 01:04 pm (UTC)
Очередная большевистская мерзость, ненавижу мразей..>>>

История. Куда денешься то от нее? Хорошо, что хотя бы сейчас можно об этом узнать.
"Жить стало легче, жить стало веселей".
kromni
Jan. 20th, 2014 01:07 pm (UTC)
Увы, что такая у нас история...
nice_scream
Jan. 20th, 2014 02:34 pm (UTC)
В чём конкретно мерзость?
kromni
Jan. 20th, 2014 03:13 pm (UTC)
Ну если вы ее не видите сами, объяснять вам что-то бесполезно
nice_scream
Jan. 20th, 2014 04:14 pm (UTC)
Ну вы всё-таки попробуйте, в чём конкретно по этому рассказу?
gastroscan
Jan. 20th, 2014 01:02 pm (UTC)
Такие страницы надо бы включать в школьные учебники. А не только одни победы, победы, победы...
provincialoff
Jan. 20th, 2014 01:06 pm (UTC)
Эта "Индигирка",прям как наша страна,с нашим НКВД-шным руководством,которое печется только о себе,рассказывая байки о хреновой загранице,а все остальные быдло,которое при готово и так само поубивать,ограбить друг друга!
ttweak
Jan. 20th, 2014 02:30 pm (UTC)
В зависимости от степени упоротости, каждую историю можно подать по-разному.
Можно так: http://crash.worldwebspot.com/korablekrusheniya/indigirka.html
jktumir
Jan. 20th, 2014 03:25 pm (UTC)
Согласен полностью!
Василий Котов
Jan. 20th, 2014 03:43 pm (UTC)
С нетерпением жду появления комментов истинно верующих, с проклятиями фальсификаторам истории, укрывателям преступников и клеветникам на Светлый Образ НКВД. И, конечно, с обвинениями в адрес японских самураев, которые потопили и оболгали....
nyu12
Jan. 20th, 2014 04:37 pm (UTC)
Прочитав заголовок, подумала, что снова какую-нить гадость слили в реку Индигирку
( 34 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel