?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Израиль начинал с модернизации советских танков, а закончил поставкой беспилотников в российскую армию

Фото: Kevin Frayer / AP

Россию и Израиль многое объединяет в военной сфере: их армии принадлежат к числу сильнейших в мире, оба государства обладают мощными ВПК и являются крупнейшими экспортерами вооружений в мире (объем военного экспорта России составляет более $ 12 млрд, Израиля — около $ 8 млрд), в обеих странах призывные армии.

При этом ВПК обеих стран, как правило, не конкурируют на рынках оружия, а дополняют друг друга — если Россия специализируется на экспорте металлоемких вооружений — танков, военных судов, самолетов, то Израиль лидирует в экспорте высокотехнологичного оружия.

Также обеим странам приходится вести бесконечную войну против исламского террора.

Если к этому добавить, что 20 % личного состава ЦАХАЛа говорят по-русски, то может сложиться вполне радужная картина перспектив военного сотрудничества России и Израиля.

Однако военное и военно-техническое сотрудничество России и Израиля имеет весьма сложный и противоречивый характер, и корни нынешних затруднений следует искать в застарелых проблемах взаимоотношений этих стран.

Как Израиль модернизировал советское вооружение

После начала Шестидневной войны в 1967 году СССР разорвал дипотношения с Израилем. Исторически сложилось так, что советское и российское оружие всегда было на вооружении противников Израиля.

К 1960—1970-м годам относятся первые израильские проекты по модернизации советских вооружений. Причины этого понятны — в ходе Шестидневной войны 1967 года и Войны Судного дня 1973 года Израиль захватил у арабов огромные арсеналы советских вооружений — счет трофейных советских танков, самоходных артиллерийских установок, бронемашин, самолетов и прочих вооружений шел на многие тысячи. Как мне рассказывал очевидец, базы хранения трофейной советской бронетехники в пустыне Негев производили незабываемое впечатление — бесконечные ряды советских танков, уходящие за горизонт.

Перед Израилем встала задача утилизации советских трофеев. Израильские инженеры внимательно изучали захваченное оружие потенциального противника и со временем стали крупнейшими на Западе специалистами по советским вооружениям.

Уже тогда стало ясно, что советские танки имеют прекрасную броню и ходовую часть, а советские самолеты не уступают западным образцам по части конструкции и аэродинамических характеристик, однако их вооружение, двигатели и электроника безнадежно устарели и не соответствовали западным стандартам.

Модернизация советской техники по-израильски означала полное удаление оборудования советских танков и самолетов и замена его на израильские или западные электронику, ракетно-пушечное вооружение и двигатели. Любопытная подробность: израильские инженеры, работавшие с советской трофейной техникой, с удивлением обнаружили, что основным инструментом при сборке-разборке советской техники является кувалда — детали просто не подходили одна к другой.

Так в те годы в Израиле были модернизированы сотни трофейных советских танков Т-54 и Т-55 — на их базе на израильских заводах производились танки, получившие название «Тиран-4» и «Тиран-5», тяжелые гусеничные БТР «Ахзарит».

Они поступили на вооружение израильской армии или были проданы за границу.

Подбитые Т-62 на Голанах. Фото: begincenter.org.il (http://www.begincenter.org.il/)


Подбитые Т-62 на Голанах. Фото: begincenter.org.il


По заказам многих стран, на вооружении которых стояли советские самолеты и вертолеты, в частности МиГ-21, аналогичную модернизацию прошли на израильских авиационных заводах многие образцы советской авиатехники. По понятным причинам такая модернизация проходила без участия советских производителей вооружений.

Бурная деятельность израильтян по модернизации советской техники вызывала протесты со стороны советских производителей вооружений, небеспочвенно видевших в этом нарушение своих прав. Впрочем, Иерусалим хладнокровно игнорировал советские протесты, поскольку в то время Израиль и СССР находились фактически в состоянии войны.

Только в марте 2003 года Израиль и Россия подписали рамочное соглашение о защите прав интеллектуальной собственности, которое обязывало Иерусалим привлекать российские фирмы ко всем будущим сделкам по модернизации техники российского производства.

Враги стали союзниками

Ситуация начала меняться после восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем в 1991 году.

В 1994 году было подписано межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Израилем и Россией, открывшее путь к прямым контактам оружейников двух стран.

С этого времени начались регулярные визиты в Израиль руководителей силовых министерств России. Первым в октябре 1994 года в Израиле во главе большой делегации побывал министр внутренних дел Виктор Ерин. Его переговоры с израильскими коллегами были продуктивны — итогом их стали закупки израильской спецтехники и стрелкового оружия для антитеррористических подразделений. Вскоре, уже в декабре 1994 года генерал Ерин возглавил войска МВД, воевавшие в Чечне. Тогда в Израиле прошли боевую подготовку группы офицеров спецназа и дивизии особого назначения ДОН внутренних войск России.

Настоящим прорывом в установлении военных связей стал визит министра обороны РФ генерала Павла Грачева, посетившего Израиль во главе большой военной делегации в декабре 1995 года. Генерал Грачев провел переговоры с командованием ЦАХАЛа, посетил военные базы и предприятия ВПК Израиля. Увиденное в Израиле произвело большое впечатление на российского министра, как пишет тогдашний посол РФ в Израиле Александр Бовин, и Грачев подвел итоги визита такими словами: «Израиль — наш лучший друг. Здесь нас любят. И никто теперь меня с этого не собьет!»

Результатом визита Грачева стал Меморандум о взаимопонимании по вопросам военного сотрудничества между Россией и Израилем, подписанный министрами обороны обеих стран. К меморандуму прилагалась программа военного сотрудничества. Стороны договорились о том, что меморандум имеет «конфиденциальный характер».


Павел Грачев 




В то время шли острые дискуссии о реформе российской армии. Судя по всему, израильский опыт военного строительства, внимательно изучавшийся в ходе многочисленных визитов в Израиль российских военных самых высоких рангов, повлиял на важные перемены в российской армии. Так, бригадная структура войсковой организации, принятая впоследствии в российской армии, скорее всего, была перенята у ЦАХАЛа. Некоторые формы тылового обеспечения войск также были сделаны по израильскому образцу.

Одним из первых успешных примеров сотрудничества в военно-технической сфере стал представленный в 1997 году на тендер ВВС Турции российско-израильский ударный вертолет Ка-50-2 «Эрдоган», разработанный в соответствии с тактико-техническим требованиям Министерства обороны Турции и стандартами НАТО. Ка-50-2 стал итогом совместной работы российской вертолетной фирмы «Камов», госкомпанией «Росвооружение» и израильской компании — производителя авиационного оборудования IAI — Israel Aircraft Industries Ltd.

Российская сторона в этом проекте производила летающую платформу — собственно, сам вертолет, а израильская сторона оснащала вертолет авионикой и ракетным вооружением.

По этой уже отработанной схеме развивался и еще один крупный российско-израильский совместный проект по разработке и поставке в Индию трех систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) «Фалкон». Контракт стоимостью $ 1,1 млрд был подписан в 2004 году. В рамках этого проекта бортовые радиолокационные станции (БРЛС) EL/M-2075 Phalcon израильской компании Elta, входящей в состав корпорации Israel Aerospace Industries, были установлены на летающих платформах — российских самолетах Ил-76ТД. С российской стороны в реализации данного контракта приняли участие Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, входящий в состав корпорации «Иркут», Авиационный комплекс имени Ильюшина и НПО «Вега».

Важную роль в укреплении военного сотрудничества между Россией и Израилем должен был сыграть визит в Израиль начальника генерального штаба ВС России генерала Николая Макарова, намеченный на сентябрь 2012 года. Но буквально за несколько дней до начала визит был внезапно отменен из-за увольнения генерала Макарова.

Израильские дроны приходят в Россию

Новым импульсом в развитии военно-технического сотрудничества России и Израиля стало соглашение о продаже России израильских беспилотных самолетов, переговоры о котором начались в 2008 году.

Израиль был пионером в создании беспилотной авиации и сегодня является крупнейшим в мире экспортером беспилотных самолетов. За последние восемь лет Израиль экспортировал беспилотников на $ 4,6 млрд.

Сегодня объем мирового производства беспилотников составляет $ 4,4 млрд; ожидается, что уже к 2018 году он удвоится и достигнет $ 8,7 млрд. Сегодня на Израиль приходится 41 % продаж этой техники в мире.

В России первоначально недооценивали перспективы беспилотной авиации. Первыми израильские беспилотники начали осваивать не военные, а МЧС. Еще в 2004 году МЧС приобрела у израильской компании Aeronautics Defense Systems партию беспилотников Aerostar.

Беспилотный летательный аппарат «Searcher Mk II». Фото: wiki.nps.edu (https://wiki.nps.edu/display/CRUSER/UAV)


Беспилотный летательный аппарат Searcher Mk II. Фото: wiki.nps.edu




К 2008 году все попытки создания российских беспилотников провалились — в государственную программу по развитию беспилотной авиации было вложено 5 млрд рублей, однако российская армия так и не получила качественных дронов. Об этом заявил заместитель министра обороны России Владимир Поповкин. «У кого что было в стране, мы все собрали, разработав программу испытаний. Эту программу испытаний не выдержал ни один беспилотник».

На отношение российских военных к дронам сильно повлияло первое столкновение с израильскими беспилотниками во время российско-грузинского конфликта в августе 2008 года. Тогда российские военные пытались сбить израильский БПЛА Hermes-450 производства компании Elbit, проданный Грузии. Попытки уничтожить его с земли закончились безуспешно и удались лишь с помощью шести самолетов. Именно после этих событий командование российской армии, разочаровавшись в отечественных производителях, вышло с инициативой приобретения дронов у Израиля.

Первым прямо сказал об этом тогдашний начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал Шаманов. В своем интервью, опубликованном 2 декабря 2008 года в газете «Красная звезда», Шаманов заявил:

«Если говорить о действенности БПЛА отечественных разработок, то они, как показало их применение в Южной Осетии, пока не отвечают предъявляемым нами к их возможностям требованиям. И бесконечно ждать мы не будем. Позиция министра обороны по оснащению войск всеми необходимыми средствами предельно конкретна: если отечественная промышленность не может создать для войск конкурентоспособный продукт, будем приобретать его у зарубежных производителей. Так что пусть не реагирующие на нужды войск отечественные разработчики БПЛА не удивляются, когда узнают, что на вооружение российской армии поступили самолеты-разведчики того же израильского, например, производства».

 Беспилотный летательный аппарат «Еврохоук». Фото: EADS / dapd / AP


Беспилотный летательный аппарат «Еврохоук». 




Заявление генерала свидетельствовало о драматическом столкновении интересов российского министерства обороны и российского ВПК.

Приобретению Россией израильских БПЛА жестко противодействовали мощные силы внутри России. Речь идет, в первую очередь, о сопротивлении российского ВПК появлению израильских компаний на внутрироссийском рынке вооружений. Свидетельством этому стало появившееся в июле 2011 года заявление Ассоциации российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности, суть которого сводится к предложению законодательно запретить минобороны закупать иностранную военную технику.

С противодействием российского ВПК приобретению израильских дронов связан был, вероятно, и такой инцидент в российско-израильских отношениях, как последовавшая в мае 2011 года высылка из страны израильского военного атташе полковника Вадима Лейдермана, сыгравшего, надо думать, заметную роль в укреплении военных связей между двумя странами.

Однако российским военным удалось пробить брешь в плотной обороне российского ВПК. В апреле 2009 года был заключен первый контракт между Россией и Израилем на $ 53 млн, по которому Израиль поставил России БПЛА Bird-Eye 400 — две штуки; БПЛА I-view MK150 — восемь штук; БПЛА Searcher Mk II — две штуки.

Эта небольшая партия израильских БПЛА предназначалась, по-видимому, для изучения и копирования образцов. Уже в конце 2009 года был подписан второй договор на покупку тридцати шести БПЛА израильского производства на сумму $ 100 млн. Израиль согласился продать Москве устаревшие платформы, в создании которых использованы технологии, которые вряд ли могут представлять серьезную угрозу интересам Израиля при попадании в третьи страны (к противникам Израиля на Ближнем Востоке).

Россия и Израиль 6 сентября 2010 года подписали долгосрочное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое, по словам тогдашнего министра обороны России Сердюкова, придало «новый импульс двусторонним отношениям». Соглашение было подписано в Москве в рамках визита министра обороны Израиля Эхуда Барака. Детали соглашения не обнародовались, но речь шла и о поставках израильских дронов.

Известно лишь, что Израиль поставил условием реализации контракта на передачу России военных технологий отказ России от поставок Ирану ракетных комплексов С-300.

Россия выполнила это условие: 22 сентября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал указ № 1154 «О мерах по выполнению резолюции СБ ООН за номером 1929 от 9 июня 2010 года», в котором, в частности, оговаривался запрет на передачу Ирану зенитных ракетных систем С-300.

13 октября 2010 года гендиректор Israel Aircraft Industries Ltd. Ицхак Нисан подписал договор с представителями российской госкомпании «Рособоронпром» о создании в России сборочного производства БПЛА по израильским технологиям. Российская сторона закупила полную технологию производства современных БПЛА.

Согласно этому договору, беспилотники должны поступать в Россию в разобранном состоянии и собираться на Казанском вертолетном заводе. Израиль выступил и в качестве поставщика специального оборудования. Сумма контракта составила $ 400 млн.

Для России это был самый крупный контракт на закупку вооружений у иностранного государства со времен Второй мировой войны.

В феврале 2012 года на предприятии «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) началось производство беспилотных самолетов по израильской лицензии. Речь идет о комплексе, получившем в России название «Форпост». Он включает в себя три БПЛА типа Searcher. Специалисты УЗГА прошли подготовку в Израиле. В июне 2013 года израильские БПЛА, собранные в России, были представлены в Алабино на выставке новейших комплексов беспилотных летательных аппаратов, поступивших на вооружение российской армии.

Впрочем, сегодня российско-израильское сотрудничество в беспилотной авиации практически заморожено. Лидеры российского ВПК постоянно заявляют о своей способности создать дроны, превосходящие израильские по тактико-техническим характеристикам, и министр обороны РФ Сергей Шойгу поддерживает «отечественного производителя». Однако даже такой промышленный гигант, как Германия, потерпел неудачу в создании большого беспилотника «Еврохоук». Немцы вложили в этот амбициозный проект 1,6 млрд евро, однако германский дрон так и не полетел. Теперь Германия собирается закупать беспилотники у Израиля.

источник: http://rusplt.ru/policy/sssr_rossia_izrail.html

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
grimnir74
Oct. 15th, 2013 08:52 am (UTC)
хорошая статья - если что ее и буду репостить.
Кстати в боевых частях по русских говорит даже 30%
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel